Профориентационная работа в школе
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Цель профориентационной работы:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Практико-ориентированный материал по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся
Мероприятия по профориентации в 5-11 классах
п/п |
Дата |
Форма мероприятия |
Название мероприятия |
Место проведения |
Классы |
Ответственный (Сопровождающий) |
1. |
01.09 |
Открытый урок профессиональной навигации |
Всероссийский открытый урок профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» (лекции, мастер-классы, пресс-конференция с Президентом РФ В.В. Путиным, руководителями ведущих отечественных компаний) |
МБОУ «СОШ № 44» (интернет-трансляция) |
9-11 |
Майорова О.К. Поддуева Н.А. |
2. |
01.09 |
Урок профориентации |
Единый день профориентации «Урок успеха: моя будущая профессия» |
МБОУ «СОШ № 44» |
10-11 |
Поддуева Н.А. Кл. руководители
|
3. |
октябрь |
Диагностика |
Проект «Zасобой». Всероссийская молодежная профдиагностика (профориентационный тест, его интерпретация) |
МБОУ «СОШ № 44» (онлайн) |
10-11 |
Поддуева Н.А.
|
4. |
октябрь |
Встреча |
Встреча с главным специалистом-экспертом группы по работе с личным составом отдела МВД России по Ленинск-Кузнецкому району Богданчиковой Ольгой Анатольевной (т. 7-16-22) |
МБОУ «СОШ № 44» |
10-11 |
Зайцева О.В. Поддуева Н.А.
|
5. |
октябрь |
Встреча |
Встреча с менеджером ТПУ, ТУСУР, ТАСУ Яковлевой Александрой Викторовной |
МБОУ «СОШ № 44» |
11 |
Поддуева Н.А.
|
6. |
ноябрь-январь |
Конкурс рисунка |
Региональный конкурс детского рисунка «Рабочие профессии Кузбасса», посвящённый 75-летию Кемеровской области |
МБОУ «СОШ № 44» |
5-7 |
Голубь О.А. Поддуева Н.А. |
7. |
ноябрь |
Родительское собрание |
Проект «Zасобой». Всероссийское родительское собрание |
МБОУ «СОШ № 44» (интернет-трансляция) |
5-11 |
Кл. руководители |
8. |
ноябрь |
Встреча |
Встреча с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии и политологии КемТИПП Порхачевой Любовью Васильевной |
МБОУ «СОШ № 44» |
11 |
Шилова Т.П.
|
9. |
ноябрь |
Встреча |
Встреча с начальником управления по работе с персоналом ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» Мороз Игорем Николаевичем (83842)440-322, начальником отдела подготовки персонала Новоселовой Ларисой Викторовной (83842)440-370, novoselovalv@kru.ru). |
МБОУ «СОШ № 44» |
11 |
Кухаренко Л.А. Поддуева Н.А.
|
10. |
декабрь |
Встреча |
Встреча с преподавателями и студентами Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева |
МБОУ «СОШ № 44» |
10-11 |
Поддуева Н.А. Кл. руководители |
11. |
декабрь |
Экскурсия |
Экскурсия в ГПОУ Полысаевский индустриальный техникум |
ГПОУ Полысаевский индустриальный техникум |
8в |
Зименко Н.А. |
12. |
декабрь |
Тестирование |
Профессиональное самоопределение лиц с инвалидностью и ОВЗ |
МБОУ «СОШ № 44» |
7,11 |
Поддуева Н.А. |
13. |
декабрь |
День открытых дверей |
День открытых дверей Кемеровского государственного медицинского университета (погружение в специальность) |
ФГБОУ ВО КемГМУ |
10-11 |
Зайцева О.В. |
14. |
февраль |
Фестиваль |
«Фестиваль рабочих профессий» |
МБОУ ДО «ДДТ» |
9г |
Ананина А.В. |
15. |
Март |
Профессиональные пробы |
Профессиональные пробы по профессиям «машинист бульдозера, тракторист», «бухгалтер», «техник-программист» |
ГПОУ Полысаевский индустриальный техникум |
9 |
Поддуева Н.А. |
16. |
март |
День знакомства с Университетом |
День знакомства с Университетом (Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова) в формате профессиональных проб |
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова |
11 |
Кухаренко Л.А.
|
17. |
апрель |
Встреча |
Встреча с начальником отдела по внеучебной и воспитательной работе филиала КузГТУ г. Белово Дорофеевой Ольгой Евгеньевной (т. 8-385-42- 6-63-64) |
МБОУ «СОШ № 44» |
11 |
Зайцева О.В. Поддуева Н.А.
|
18. |
апрель |
День открытых дверей |
День выбора профессии. День открытых дверей в ГКУ ЦЗН г. Ленинска-Кузнецкого, ярмарка учебных мест, консультации психологов, профтестирование |
ДК им. Ярославского в г. Ленинске-Кузнецком |
8г, 9б, 9г
|
Поддуева Н.А. Григорьева Л.А. Сафонова Н.С. Репьюк Т.В. |
19. |
апрель |
День выбора рабочей профессии |
«Все работы хороши - выбирай на вкус». Беседа с заместителем директора ГПОУ Полысаевский индустриальный техникум Масоловой Евгенией Николаевной, преподавателем техникума Архиповой Светланой Геннадьевной (т.4-51-46) |
МБОУ «СОШ № 44» |
9б, 9в, 9г |
Поддуева Н.А. Сафонова Н.С. Ананина А.В. Репьюк Т.В.
|
20. |
апрель |
Фестиваль |
Кемеровское областное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» провело «День предпринимателя в Кузбасской школе» в формате «Фестиваль правды» |
МБОУ ДО «ДДТ» |
8г |
Григорьева Л.А. |
21. |
апрель |
Встреча |
Встреча с кандидатом технических наук, доцентом кафедры горно-шахтного оборудования Юргинского технологического института Томского политехнического университета Казанцевым Антоном Александровичем |
МБОУ «СОШ № 44» |
11
|
Зайцева О.В. Поддуева Н.А.
|
22. |
апрель |
Встреча |
Встреча с преподавателем спецдисциплин ГКПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум Силаковым Геннадием Григорьевичем (т.м. 8-904-575-82-38) |
МБОУ «СОШ № 44» |
9а,9б, 9в, 9г |
Поддуева Н.А. Иванова И.Г. Сафонова Н.С. Ананина А.В. Репьюк Т.В.
|
23. |
В течение учебного года |
Диагностика, консультирование, тренинг |
Профориентационная диагностика, психологическое профориентационное консультирование (индивидуальное и групповое), тренинги |
МБОУ «СОШ № 44» |
9, 11 |
Гудкова В.С. педагог-психолог |
24. |
В течение учебного года |
Информирование, просвещение, консультации |
Профориентационное информирование и просвещение, профориентационные консультации |
МБОУ «СОШ № 44» |
5-11
|
Зайцева О.В. Зименко Н.А. Поддуева Н.А. Кл. руководители |
25. |
В течение учебного года |
Внеклассное мероприятие |
Проведение классных мероприятий по профессиональной ориентации: классные часы, беседы, экскурсии, профессиональные пробы и др. |
МБОУ «СОШ № 44» |
5-11
|
Кл. руководители |
10 профессий, которые будут востребованы через пять лет
Самолет у каждой семьи, управление погодой, жилье на Марсе, колонии на астероидах... Картины из предсказаний фантастов вырисовываются захватывающие, но практической пользы от них немного. Мы решили заглянуть в ближайшее – более реалистичное – будущее и узнали, какие профессии будут востребованы уже через 5-10 лет.
О перспективных профессиях рассказал Виталий Алтухов, ведущий специалист рынка труда, директор по исследованиям и разработкам профориентационного сервиса «Профилум». В отличие от фантазий футурологов, каждый пункт – результат анализа существующих профессий, трендов и запросов экономики.
Оператор дронов
Дроны – это беспилотные аппараты, которые могут совершать дальние перелеты, контролировать территории, проводить замеры. Они пришли в повседневную жизнь из военной сферы, где выполняют вместо людей опасные задачи. Дроны могут доставлять грузы в труднодоступные регионы, контролировать возникновение и распространение лесных пожаров и наводнений во время паводка, измерять загрязненность воздуха в мегаполисах и т.д. А торговые компании планируют использовать дроны для супербыстрой доставки.
Оператор управляет полетом дрона: прокладывает маршрут, получает и обрабатывает данные с датчиков, взаимодействует с другими службами и разбирается с нештатными ситуациями.
Примерная зарплата: до 120 000 рублей
Экодизайнер
От экодизайнера требуется хорошее воображение: нужно продумать вторичное использование старых вещей – их «загробную» жизнь. Однако фантазии должны сочетаться с пониманием технологий производства и внимательностью к деталям. Экодизайнер должен хорошо разбираться в нюансах производства, знать теорию дизайна, быть неравнодушным к окружающей среде.
Сложный и одновременно самый интересный момент в работе экодизайнера – спрогнозировать и продумать все возможные способы производства предмета, различные пути его использования, а также варианты утилизации и вторичного использования.
Примерная зарплата: до 80 000 рублей
Механик электромобилей
Эксперты считают, что за электромобилями – будущее: они экологичны и эффективны. Их доля в общем количестве автомобилей в мире пока невелика, но растет высокими темпами.
Механик электромобилей ремонтирует и обслуживает электромоторы и все системы такой машины. Он должен отлично разбираться в электрике, уметь паять микросхемы и собирать компоненты электросетей.
Специалисты с такими знаниями и навыками нужны уже сейчас – в современных автомобилях много электроники, которая требует ремонта и обслуживания. Обычно в эту профессию приходят автоэлектрики с большим опытом работы. Но изучать новое им тоже придется – на электромобилях и «гибридах» используется высокое напряжение, поэтому профессия требует высокой квалификации персонала.
Примерная зарплата: до 150 000 рублей
Специалист по обучению людей «серебряного возраста»
Людям пенсионного возраста часто сложно удержаться в современном ритме жизни, осваивать новые технологии, а существующие обучающие программы, как правило, ориентированы на молодых людей. Поэтому специальные курсы и мастер-классы для аудитории пенсионного возраста набирают популярность. Вместе с этим растет и потребность в специалистах, которые смогут найти подход к пожилым людям и доступно все им объяснить.
Специалисту по обучению людей «серебряного возраста» важно быть не только хорошим педагогом: он должен уметь максимально доходчиво объяснять материал и понимать психологические особенности людей старшего возраста. Он составляет обучающие программы, разрабатывает методики преподавания, готовит материалы и проводит занятия.
Примерная зарплата: до 80 000 рублей
Проектировщик медицинских роботов
Медицинские киберспециалисты – настоящие новаторы в области робототехники. Пока таких специалистов мало, что делает их еще более ценными.
Проектировщики медицинских роботов, умеющих проводить сложные операции, работают на стыке инженерии и информационных технологий: занимаются проектированием механизмов и программным обеспечением. Разумеется, они должны разбираться и в медицине.
Профессия проектировщика медицинских роботов подойдет тем, кому интересно придумывать и создавать новые механизмы и устройства, продумывать в деталях реализацию проекта. Здесь потребуется развитое «техническое» воображение.
Примерная зарплата: до 150 000 рублей
Аэробиолог
Аэробиология – наука, изучающая живущие в атмосфере микроорганизмы. Эта профессия находится на стыке сразу нескольких специализаций: биологии, инженерии, географии, метеорологии, экологии, медицины, оптики и физики.
Аэробиолог изучает все слои воздушной оболочки Земли: какие микроорганизмы живут в этой экосистеме, как они взаимодействуют друг с другом и с разными веществами, как перемещаются.
Аэробиологи помогают снижать распространение опасных заболеваний и смертность от них. Специалисты этой профессии могут как разрабатывать новые методы обеззараживания воздуха, так и следить за работой уже существующих установок, отслеживать ошибки и неточности в их работе.
Примерная зарплата: до 80 000 рублей
Инженер солнечных электростанций
Альтернативные источники энергии – это солнце, ветер, приливы и отливы, волны морей и океанов. Возобновляемая энергетика только набирает обороты, поэтому специалистов в этой сфере – наперечет.
Инженеры солнечных электростанций отвечают за выбор технологии конвертации солнечной энергии в электрическую, разрабатывают проекты электростанций с учетом рельефа местности, погодных условий. В этой профессии нужны технические специалисты с энергетическим образованием и с хорошим творческим потенциалом: в работе им придется сталкиваться с решением нетипичных задач, искать нетривиальные решения.
Примерная зарплата: до 80 000 рублей
Менеджер в области больших данных
Большие данные (big data) – это огромные массивы информации, обработка которых стала возможной благодаря развитию компьютерных технологий. А еще это инструменты и методы, превращающие эти массивы информации в понятные и полезные человеку результаты.
Источниками таких данных может быть поведение пользователей в интернете, оцифрованные тексты на разных языках, фотографии из космоса, GPS-сигналы автомобилей и телефонов, транзакции клиентов банков, показатели датчиков, отслеживающих сложные системы, и многое другое.
Эта область активно развивается и специалисты в ней становятся все более востребованными. Чтобы стать одним из них, нужно знать программирование, разбираться в статистике и обладать управленческими навыками.
Примерная зарплата: до 150 000 рублей
Аналитик дорожных данных
Эти специалисты призваны снижать риски ДТП. В этом им помогают современные интеллектуальные системы: камеры видеонаблюдения, метеостанции, датчики, которые регистрируют происходящие на дорогах события – заторы, аварийные ситуации, ухудшение состояния дороги.
Аналитик дорожных данных должен уметь принимать управленческие решения – о необходимости ремонта дороги, установке заграждений или нового знака. Он следит за развитием дорожной ситуации в потенциально опасных местах, ему необходимо постоянно отслеживать ситуацию и быстро принимать решения в критические моменты, учитывая множество факторов.
Примерная зарплата: до 90 000 рублей
Вирусный аналитик
Первые компьютерные вирусы появились в 1971 году и с тех пор портят жизнь и отдельным пользователям, и целым компаниям. Для защиты от вирусов нужны антивирусные программы и, конечно, люди, которые их делают – вирусные аналитики. Они первыми встречаются с новыми вирусами, работая с зараженными файлами. Этот специалист постоянно находится «на передовой», его задача – защитить пользователя любыми способами. Он буквально препарирует вредоносные программы, изучая их компоненты и функционал.
Вирусный аналитик также прогнозирует появление новых вирусов. Для него важно быть немного психологом – чтобы понимать, как думал создатель программы, какие механизмы защиты программы он предусмотрел.
Примерная зарплата: до 200 000 рублей
Понять, какая из «профессий будущего» лучше всего подойдет вашему ребенку, поможет профориентационный тест.
Ресурсы интернет по профориентации
- http://azps.ru/porientation/index.html (Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры)
- http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml (Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)
- http://www.moeobrazovanie.ru/profeccions.htm (Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии)
- http://testoteka.narod.ru/prof/0.html (Методики для профотбора и профориентации)
- http://student.bpages.ru/ (справочник высших учебных заведений)
- http://proforientir42.ru/ (Профориентационный портал Кузбасса)
- http://atlas100.ru/ (Атлас новых профессий)
- http://profvibor.ru/ (1500 профессиограмм, мониторинг профильных предпочтений, профдиагностика, видео и радиопередачи о профессиях)
- http://мой-ориентир.рф/ (Профориентационный портал для обучающихся Московской области: энциклопедия профессий, интерактивный учебник (тесты-онлайн: Кто я? Определение типа личности и выбор профессии)
- www.navigatum.ru (игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения)
- https://proektoria.online/ (Твой проект – твоя профессиональная траектория)
- https://postupi.online/ (Каталоги ВУЗов, специальностей, учебных программ и профессий. Тесты на определение профессии. Календарь абитуриента)
- http://xn--80acqkxbs.xn--p1ai/ [засобой.рф] (Электронная библиотека лучших практик по профориентации молодежи)
- http://eduidea.ru/ (социально-профессиональная сеть «Образовательная инициатива»)